«Начинать знакомство с балетом лучше с классических постановок», — Белорусский государственный академический музыкальный театр

«Лебединое озеро» заслуженно считается символом мирового балетного искусства. Этот балет на музыку русского композитора Петра Чайковского в признанной классической постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова по праву называют эталоном высокого искусства. История о вечной и прекрасной любви, предательстве, добре и зле до сих пор волнует зрителей всех возрастов, а также вдохновляет к творчеству балетмейстеров и хореографов всего мира.

Фото: «СН»

В конце января балет «Лебединое озеро» с блеском прошел на сцене Городского центра культуры. Стоит отметить, что светлогорцы увидели этот балет в исполнении труппы Белорусского государственного академического музыкального театра одними из первых в стране. А накануне спектакля заместитель директора театра Владимир Шевелев и балетмейстер-постановщик, народная артистка Беларуси Екатерина Фадеева дали интервью для нашей газеты.

«Есть произведения, которые мы обязаны сохранить»

— Вы уже неоднократно слышали, с каким нетерпением Светлогорск ждал этих гастролей. И, как не сложно догадаться, для многих жителей района ваш приезд стал приятной неожиданностью. Почему же труппа классического балета БГАМТ решила устроить гастроли по райцентрам Беларуси?

Владимир Шевелев: — Отвечая на Ваш вопрос, позволю себе немного рассказать об истории театра. До 2000 года наш коллектив носил название «Государственный театр музыкальной комедии Беларуси». Как понятно из названия, наш репертуар в жанровом плане был несколько ограничен. Когда же мы стали музыкальным театром, у коллектива появилась возможность работать более широко. В репертуаре наряду с классической опереттой, музыкальной комедией, мюзиклом появились рок-оперы, классическая опера, классические балеты.

С другой стороны, все мы понимаем, что сегодня столичный житель может быть пресыщен театральной жизнью. Оба классических музыкальных театра — я говорю про Большой театр оперы и балета и про наш, Музыкальный театр, — находятся в Минске, в областных городах есть драматические театры и театры кукол. И, к сожалению, не всегда жители районных центров имеют возможность приехать в эти театры, в том числе — посетить наш театр.

Фото: «СН»

И для того, чтобы восполнить существующий в регионах пробел, чтобы заявить о себе и познакомить жителей страны с тем, что у нас есть, мы запланировали гастроли по районным городам Беларуси.

— Сегодня светлогорцы увидят «Лебединое озеро» — классику мирового балетного искусства. И не исключено, что для некоторых зрителей эта встреча с балетом будет первой. Не боитесь «отбить охоту» у неискушенной публики столь сложной постановкой? Если вспомнить историю «Лебединого озера», этот балет был оценен по-достоинству далеко не сразу: его называли очень трудным для понимания...

Екатерина Фадеева: — Вы правильно отметили, «Лебединое озеро» — это классика. Этот балет — один из самых узнаваемых спектаклей, он популярен сейчас и будет востребован во все времена и во всем мире.

Фото: «СН»

По моему мнению, начинать знакомство с балетом стоит как раз с классических произведений. Причем — в оригинальной постановке. Сейчас принято модернизировать подобные спектакли, но я считаю, что есть произведения, которые мы должны увидеть и сохранить в том виде, в котором они пришли к нам. И балет «Лебединое озеро» — одно из таких произведений.

Роскошь, иметь которую осмелится не каждый

— Екатерина, получается, что Вы никак не меняли постановку?

Екатерина Фадеева:— Я практически не притрагивались к классической постановке Петипа, Иванова. Некоторые изменения все же были, например, я убрала танец больших лебедей, также есть сокращения в массовых танцах. Но это вынужденные и обоснованные изменения: у нас очень немногочисленная труппа классического балета. К тому же мы готовили, если можно так сказать, гастрольный вариант «Лебединого озера».

— Но этот спектакль стал для Вас как для балетмейстера-постановщика дебютом. Почему для своего первого балета из всех постановок Вы выбрали ту, где сложно сказать что-то новое, не меняя классическую постановку?

Екатерина Фадеева: — Прежде всего, должна сказать, что иметь такой спектакль, как «Лебединое озеро», в репертуаре очень престижно. И работать над этим балетом как в качестве балерины, так и в качестве балетмейстера — значит приобрести бесценный опыт.

Владимир Шевелев: — Я бы сказал, что Лебединое озеро« — это роскошь. И не каждый осмелится такую роскошь себе позволить. В то же время наличие у труппы в репертуаре «Лебединого озера» — говорит о ее высоком профессионализме.

Екатерина Фадеева: — Эта постановка был определенным заказом от импресарио, который предлагал нам поездку за границу. В нашем театре этот балет был поставлен совсем недавно: премьера состоялась 17 ноября прошлого года в Минске. Затем мы на полтора месяца уехали на гастроли в Германию.

Конечно, начиная работу над балетом, я очень волновалась. Как я говорила, труппа классического балета у нас не так богата артистами, как, пожалуй, хотелось бы. Поэтому, с одной стороны — нужно было подумать, как сделать балет с учетом наших возможностей. С другой стороны — передо мной стояла задача сохранить особенности этого балета, сохранить его таким же зрелищным, ярким, как он того заслуживает.

Фото: «СН»

— Вы когда-то сами танцевали партию Одетты-Одиллии в спектакле. Этот опыт как-то помог в работе над постановкой либо мешал Вам?

Екатерина Фадеева: — Мне очень повезло, ведь как артистка балета я прошла весь творческий путь. Когда-то я стояла в кордебалете, в самой последней линии. Затем у меня появились сольные партии, потом — ведущие. Так что, можно сказать, что мне пришлось освежить в памяти то, с чего я когда-то начинала, и «вложить в ноги» каждому артисту то, что когда-то танцевала сама.

Кроме того, у меня есть определенный педагогический опыт: я работаю с детьми. Хотя, должна признаться, с профессиональными артистами мне работать привычнее.

— А как сложились взаимоотношения Мику Сузуки и Еленой Германович, которые сегодня исполняют роль Одетты-Одиллии? Было ли для Вас как для наставника важным передать им свое видение этого образа?

— Нет, что вы! Ни одна балерина не будет танцевать эти партии так, как танцевали их другие артистки, которым посчастливилось исполнить эту роль. И именно в этой индивидуальности ценность каждой балерины: поверьте, у каждой свои данные, свой характер и свое понимание образа — и задача балетмейстера раскрыть то, что есть у артиста.

Фото: «СН»

«Мы готовы показать все, чем богат наш театр»

— Давайте вернемся к гастролям. Вы как-то упоминали в прессе, что одной из сложностей, с которой Вы столкнулись во время работы над балетом, стала «адаптация» постановки для сравнительно небольшой сцены Белгосмузтеатра. Как же Вы «адаптируете» балет для маленьких сцен небольших Центров культуры?

Екатерина Фадеева: — Первое, что мы поняли, вернувшись после гастролей в Германии: мы можем танцевать на любых сценах. Ведь нас встречали разные залы. Где-то были маленькие и даже совсем малюсенькие сцены, где-то — огромные площадки. Были залы, в которых не было занавеса или подходящих кулис. Но наша постановка тем и хороша, что подходит для всех сцен. Скажем, если места уж совсем мало, я немного сокращаю количество артистов, задействованных в постановке. Конечно, не в ущерб общей картине: и в Германии, и в Росиии, и в каждом белорусском городе, куда мы приезжали или собираемся приехать, зритель видит «Лебединое озеро», как, пожалуй, любой другой наш спектакль, так же, как на минской сцене.

Фото: «СН»

Поэтому нам всегда очень важно успеть познакомиться с залом, где предстоит танцевать, познакомиться с полом: принципиально, чтобы пол на сцене был максимально ровным. Вот сейчас, на репетиции, мы уже отметили, где на сцене есть небольшие «провалы» — когда танцуешь на пуантах, чувствуешь каждую неровность. К сожалению, у вас холодновато на сцене, долго не могли разогреться достаточно хорошо, репетировали в куртках.

Владимир Шевелев: — Будем надеяться, что зрители согреют нас своей любовью. Тем более, сегодня аншлаг — зал точно нагреется быстро!

— Да, достать билеты на «Лебединое озеро» действительно было очень трудно. И, уверена, что Светлогорск проявит не меньший интерес к другим вашим спектаклям. Какие свои постановки Белорусский государственный академический музыкальный театр может привезти к нам в будущем?

Владимир Шевелев: — На перспективу мы готовы показать светлогорскому зрителю все, чем богат наш театр: выбирайте, а мы, уже зная особенности вашей сцены и вашего зала, будем смотреть, насколько это технически возможно. Единственное, чего мы не можем пообещать — привезти к вам (и, к сожалению, не только к вам) классическую оперетту. Она предполагает работу с живым оркестром, а практически все сценические площадки сегодня не имеют оркестровых ям.

Мы очень рады, что вы так радушно принимаете нас. Скажу, как есть: Музыкальный театр с удовольствием снова приедет в Светлогорск — выбирайте, что вы хотите увидеть!

Фото: «СН»