От проекта — до продукта: светлогорские инновационные разработки, о которых стоит узнать

В ОАО «СветлогорскХимволокно» собственными силами решают задачи перспективных разработок и планирования ассортимента. С этой целью создана и успешно функционирует на протяжении многих лет система научно-технического сопровождения, исследования рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. В эту систему входит ряд отделов заводов искусственного волокна и полиэфирной текстильной нити, научных лабораторий, обеспечивающих ОАО «СветлогорскХимволокно» собственными инновационными разработками. Мы расскажем о всех структурных подразделениях ОАО «СветлогорскХимволокно», обеспечивающих важную задачу разработки ассортимента. Сегодня — о группе перспективного развития ЗИВ.

Группа перспективного развития

На Заводе искусственного волокна ОАО «СветлогорскХимволокно» поиском, разработкой и выпуском новой продукции занимается группа перспективного развития — ГПР ЗИВ. Она создана в ноябре 2015 года и курирует несколько перспективных направлений. В ее штате — опытные профессионалы: 4 технолога и 2 специалиста со знанием двух иностранных языков.

Специалист Марина Красавина; ведущий инженер-технолог Татьяна Савич; ведущие специалисты Дмитрий Биза, Нина Шамкова; главный специалист по перспективному развитию ЗИВ Татьяна Горина; ведущий инженер-технолог Светлана Вырвич; специалист Олеся Матузко.
Фото: «СН»

Говоря о задачах созданной группы, главный специалист по перспективному развитию ЗИВ, руководитель группы Татьяна Горина отметила:

— Алгоритм наших действий прост и понятен:

• изучаем востребованные рынком и новые для нас продукты;
• «примеряем» возможность их выпуска на имеющемся оборудовании ЗИВ, причем не только с технической точки зрения, но и с учетом экономической эффективности при выпуске такой продукции в наших действующих производственных условиях;
• подбираем необходимое основное и вспомогательное сырье;
• определяем технологические параметры, корректируем их по мере наработки продукта;
• ищем потребителей, готовых закупать разработанный продукт, согласовываем с ними показатели и получаем заказы на наработку опытных партий;
• нарабатываем опытные партии нового продукта под конкретные заказы потребителей, тестируем, получаем заключения по результатам испытаний, дорабатываем при необходимости потребительские характеристики и продвигаем совместно с коммерческой службой новый продукт на рынок.

Кроме поиска и освоения новых, самых совершенных продуктов с высокими потребительскими качествами, группа перспективного развития активно предлагает решения как по реализуемым инвестиционным проектам, так и по перспективным, имеющим стратегическое значение для предприятия.

— В течение первого года функционирования нашей группы мы сумели определить востребованные на рынке продукты, освоить, достичь нужных потребительских характеристик и реализовать клиентам 6 новых видов продукции на сумму 642 тыс. руб. и получить прибыль в размере 38 тыс. руб., — продолжила Татьяна Николаевна. — Возможно, для кого-то это не такие уж и значительные цифры продаж, но, повторюсь, речь идет о первом годе работы, об освоении и предложении рынку новых продуктов. А развитие продаж и, соответственно, увеличение прибыли ожидаемо в последующем периоде.

В планах работы нашей группы на 2017 год намечено освоение не менее 14 новых видов продукции, по которым уже сегодня ведутся разработки.

Нетканые материалы

Ведущий специалист группы перспективного развития ЗИВ ОАО «СветлогорскХимволокно» Дмитрий Биза отвечает за такое товарное направление, как нетканые материалы:

— На сегодня важным направлением по нетканым материалам является продукция гигиенического назначения. Это, прежде всего, сегмент подгузников. Мы стремимся освоить все виды нетканых продуктов гигиенического направления, которые возможно получить на нашем оборудовании. Сегодня на ЗИВ освоен оберточный слой. В 2016 году добавлено в реализацию 68 т этого продукта. Объемы выпуска данного продукта увеличиваются, география продаж расширяется. Сейчас идет отгрузка белорусскому потребителю, а также на Казахстан.

Материал медицинского назначения

— Работаем над повышением мягкости продукта для предложения производителям подгузников премиум-класса. Подобные предлагают лишь бренды мирового уровня: Merries, Pampers, Huggies, Libero, — добавляет Дмитрий Николаевич.

Вторым приоритетным направлением является выпуск продукции строительного направления. К существующей строительной линейке продуктов добавлены сложные композитные, имеющие несколько технологических стадий.

— На предприятии реализован проект по производству строительной мембраны, которая используется в паро- гидроизоляции и которую завозят в Беларусь по импорту, — продолжает Дмитрий Биза. — Работаем над выпуском продукта, необходимого в строительстве при проведении штукатурных и других работ.

Планируем освоение и выпуск стрейчпленки, которую для нужд собственного предприятия пока еще закупаем. Располагаем необходимым оборудованием для производства такой продукции, поэтому есть над чем работать.

Гидроизоляционный материал строительного назначения

Полипропиленовая упаковочная тара

Производство полипропиленовой упаковочной тары загружено на 100%. В группе перспективного развития ЗИВ за данное товарное направление отвечает ведущий инженер-технолог Светлана Вырвич.

— Полипропиленовая упаковочная тара — продукт востребованный, — говорит Светлана Петровна, — и самое время задуматься над увеличением выпускаемых объемов. Работаем над освоением новых высокотехнологичных ассортиментов. Актуальным становится производство уникальных, персонифицированных продуктов с индивидуальными качествами. Достаточно длительное время мы не готовы были удовлетворить потребность крупнейшего российского потребителя в герметичных вагонных вкладышах для перевозки опасного груза. Проведенные разработки при условии увеличения мощностей позволят нам освоить данный продукт. Разработаны и успешно прошли испытания в промышленных условиях нефтеперерабатывающего Минского завода битумные биг-бэги грузоподъемностью 1000 кг. Получены положительные отзывы. Мы предложили наши битумные биг-бэги крупнейшей корпорации в Татарстане, где успешно прошли первые опытные загрузки продукта. Пока на постсоветском пространстве только одна фирма «Грайф» выпускает битумные биг-бэги, а количество автоматических линий по наливу битума в биг-бэги растет.

Битумный биг-бэг

Арселоновые продукты

Наукоемким высокотехнологичным продуктом является весь спектр арселоновых ассортиментов. За развитие этого направления в группе перспективного развития ЗИВ отвечает ведущий специалист Нина Шамкова.

Сегодня, в период кризисных явлений, с целью удешевления продукта большинство европейских производителей тканей для защитной одежды переходят на выпуск смесовых тканей-полотен.

— В ногу со временем сработали и мы в альянсе с белорусскими прядильщиками, — говорит Нина Владимировна. — Мы разработали новый продукт — гофрированный арселоновый жгут, а белорусские прядильные фабрики сделали смесовую пряжу. Из нее в Беларуси производят трикотажные полотна и шьют трикотажное термостойкое белье для экспорта в Россию, а также комплектуют костюм российского пожарного-спасателя.

Гофрированный арселоновый жгут

За 2016 год гофрированного арселонового жгута реализовано 9,2 т на сумму 378 тыс. руб. Полученная прибыль составила 27 тыс. руб.

Сегодня мы ведем переговоры с четырьмя российскими крупнейшими холдингами, которые из наших модифицированных филаментных арселоновых нитей и волокна будут разрабатывать смесовые ткани для специальной защитной одежды. Для каждого из потребителей мы подработали арселоновую нить определенных тексов. Самая главная задача — совместно с технологической службой на базе химико-прядильного цеха освоить выпуск крашенного в массе продукта в производственных масштабах.

Кроме того, в разработке по этому направлению — и ряд других ассортиментов: ленты, шнуры, армирующие продукты различных структур для сегментов фильтрации и водоподготовки.

Углеродно-волокнистые материалы

Высокотехнологичное, наукоемкое производство углеродно-волокнистых материалов до недавнего времени было ориентировано на военный сегмент. Этим товарным направлением в коллективе руководит ведущий инженер-технолог Татьяна Савич.

— За последние два года объем закупок оборонными предприятиями России значительно снижен, поэтому актуальной задачей для нас является поиск гражданского применения этим продуктам, — рассказывает Татьяна Савич. — На действующем оборудовании освоили выпуск двух новых продуктов — углеродных шнуров четырех типов и запахопоглотителей.

Углеродный шнур

Углеродные шнуры производятся из вискозной технической нити. Карбонизированный продукт применяется в изготовлении теплой одежды и костюмов для дайвинга; для различных нагревательных элементов. Так, например, одна из белорусских фирм выпускает с использованием углеродных шнуров нагревательные маты для сельскохозяйственных животноводческих комплексов Беларуси.

Запахопоглотители нашего производства по потребительским качествам ничем не уступает китайским производителям. В настоящее время проходит тестирование.

— В одиночку мы не сумели бы сделать того, что сделано в тесном сотрудничестве с технологической службой, цехами и производственными площадками Завода искусственного волокна, коммерческой службой, — говорит главный специалист по перспективному развитию ЗИВ Татьяна Горина. — Мы изучаем рынок, осваиваем новые продукты, доводим до совершенства его потребительские свойства и далее совместно продвигаем на рынок, загружаем оборудование и увеличиваем эффективность хозяйствования предприятия.