Не упустить время

Мне всегда казалось, что профессия педагога, работающего с детьми с особенностями в развитии, сродни работе мага и волшебника! Кажется, что уже нет никаких надежд, только серая безнадежность, и вдруг срабатывает какой-то неведомый другим, но до мельчайших деталей обдуманный педагогом механизм. И ребенок произносит первые понятные всем, а не только ему слова, которые так греют душу мамы, или правильно берет ложку и упрямо тянет ее ко рту, или пишет предложение, где каждое слово подчинено правилам грамматики, а не тарабарскому языку...

Изображение носит иллюстративный характер. Источник: logoped52.ru

— Ну что вы! — улыбается педагог-психолог Светлогорского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Инна Шевченко. — Для нас это дети, которых окружаем любовью, заботой и вниманием. Радуемся малейшим их достижениям, хотя кому-то они, на первый взгляд, могут показаться примитивными: произнес свои первые слова, преодолел трудности освоения отдельных звуков, научился различать цвета и формы, сам прочитал вывеску на магазине...

— В учреждении проводится долгая кропотливая работа с каждым воспитанником. С какого возраста начинается обучение?

— В ЦКРОиР оказываем раннюю комплексную помощь детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Сюда входит выявление, обследование, коррекция физических и (или) психических нарушений, индивидуальное обучение ребенка с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР. Т. е. ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг ребенку и семье при помощи согласованной работы специалистов разного профиля.

— Насколько важно не упустить время?

— Ранний возраст — это период, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Семья является первым социальным институтом, в котором ребенок приобретает навыки общения. Неблагоприятные условия жизни, искаженные приемы семейного воспитания, игнорирование обучения в раннем детстве тормозят своевременное развитие ребенка. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Кроме того, в настоящее время немало малышей входят в «группу риска» из-за неблагоприятной тенденции нервно-психического здоровья и нуждаются в квалифицированной помощи педагога-психолога, учителя-дефектолога, психоневролога и других специалистов.

Но радует, что все больше родителей начинают понимать, что предупредить легче, чем лечить, а лечить (или корректировать) — чем раньше, тем лучше. Следует отметить и положительную тенденцию последних лет: растет количество благополучных семей, в которых не только матери, но и отцы проявляют заинтересованность в поиске путей решения проблем развития ребенка, активно участвуют в его обучении и воспитании.

— На какую помощь центра могут рассчитывать дети и родители?

— У нас разработаны механизмы, рассчитанные на оказание ранней коррекционно-педагогической помощи в соответствии с образовательными потребностями семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития, мы работаем в тесной связке с учреждениями здравоохранения.

Особенность работы специалистов центра в том, что мы консультируем семьи междисциплинарной командой, которая включает педагогов разных профессий (учителя-дефектолога, педагога-психолога, врача психоневролога, руководителя физвоспитания). В этом случае родители имеют возможность обсудить ряд волнующих проблем в развитии малыша, определить его возможности и потребности.

В ходе группового обсуждения (если ребенок зачисляется на занятия) специалистами совместно с родителями определяются цели и направления работы, обсуждается программа сопровождения семьи, включающая определенные рекомендации по каждой области развития ребенка.

Индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет проводятся при обязательном присутствии родителей.

— То есть для каждого особенного ребенка составляется своя программа, подходящая только ему?

— Да. Смысл коррекционной помощи заключается в создании специальных психолого-педагогических условий для развития, воспитания и обучения ребенка, в развитии его потенциальных возможностей и решении проблем, возникающих у ребенка и его родителей в процессе совместной работы.

Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в ЦКРОиР создан кабинет ранней комплексной помощи. В кабинете организована адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям раннего возраста, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.

— А какую помощь вы можете предложить родителям?

— В кризисной ситуации, связанной с рождением ребенка с особенностями в развитии, в центре работает программа ранней комплексной помощи семье, которая помогает взрослым найти в себе необходимые ресурсы, чтобы двигаться вперед, не отчаиваясь, шаг за шагом, помогать своему малышу. Педагог-психолог приглашает родителей на индивидуальные консультации, тренинги, которые позволяют сформировать адекватную позицию по отношению к своему малышу, нормализовать микроклимат семьи. На заседаниях родительского клуба «Родничок» обсуждаются различные темы по воспитанию, обучению, развитию детей. Такое общение в непринужденной обстановке помогает им решать возникающие вопросы, переживать боль и горе, в которое погружен родитель «особого» ребенка. Многие оказываются прекрасными педагогами, творческими и интересными людьми, способными развить потенциальные возможности своего малыша. В результате проведения занятий родитель занимает правильную позицию и становится активным участником коррекционного взаимодействия.

Таким образом, главная задача специалистов центра — понять возможности и изучить особенности каждой конкретной семьи, максимально включив ее в совместное сотрудничество.

Профессионально организованная работа междисциплинарной команды специалистов центра не только сводит на нет негативные переживания родителей, формирует оптимистические установки по отношению к будущему, но и позволяет обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка, открывает возможности для дальнейшей интеграции ребенка с особенностями в общество.

— Многие ли обращаются за диагностикой?

— С каждым годом растет количество запросов в районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на проведение психодиагностики развития совсем маленьких детей, буквально младенческого возраста. Так, с целью диагностики психоречевого и моторного развития за последние два года к нам обратились 98 родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

По всем интересующим вопросам воспитания и обучения, диагностики психофизического и речевого развития ребенка обращайтесь за помощью по телефонам: 72094, 79199 или по адресу: микрорайон Октябрьский, дом 37.