Слово за слово... с художником Мариной Быковой

«Слово за слово» — необычная рубрика «СН», в которой мы предлагаем нашему гостю рассказать о первых возникших образах, озвучить первые вспомнившиеся истории и случаи из жизни, которые связаны с названным словом или обозначаемым им понятием. Сегодня у нас в гостях известный российский художник, график, дизайнер, реставратор, создатель студии «Арт-Ателье», член Санкт-Петербургского Союза художников России Марина Быкова. Напомним, что выставка Марины Александровны «Японская весна» прошла в картинной галерее «Традиция» имени Г. М. Прянишникова.

Во время выставки «Японская весна» в картинной галерее «Традиция»
Фото: «СН»

Весна. Сегодня, кроме как «Японская весна», никаких других ассоциаций и воспоминаний у меня так, сходу, не возникает... Весна — это, конечно, пробуждение, это радость, это материнство и детство. Весной, как мне кажется, всё и все просыпаются. Я вспоминаю сейчас первые ручейки, капель на Неве, хрустящие льдины, которые от солнечного тепла раскалываются на множество-множество «иголочек»... Весна — это счастье. И пробуждение... Однозначно: весна — это пробуждение!

Марина Быкова
Фото: «СН»

Внуки. Услышав это слово, мне сразу же хочется говорить конкретно о моих мальчишках, ведь у меня не внучки, а именно внуки: два шаловливых мальчика — Георгий и Григорий. Одному — пять лет, другому — три года. Мои внуки — очень разные и... очень худенькие. Когда я смотрю на них, я почему-то вспоминаю картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». И я думаю, что когда мои внуки подрастут, они возмужают и точно так же смогут «оседлать» то, что им будет подвластно. А то, что им не будет подвластно, они смогут себе подчинить.

«Купание красного коня», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1912 г.

Живопись. Это моя работа. Живопись — это миллионы оттенков, это ребус, это труд. И кроме счастья, которое приносит живопись, она преподносит массу нерешенных задач. Да, для меня живопись — это огромнейшее количество нерешенных задач! Например, когда я смотрю на небо или на воду, я вижу в них огромное количество оттенков, огромное количество возможностей передачи их на картине. И каждый раз я нахожусь перед выбором: как отражать то, что я вижу сейчас? В мажоре или в миноре? Какие цвета использовать?

Но живопись — это не только изображение того, что видит художник. По моему мнению, она должна что-то давать людям. Живопись — это не просто изображение природы, не просто борьба с материалом, это выражение того, что ты хочешь сказать своим творчеством. Как, скажем, в поэзии, так и в живописи должна быть идея. Живопись во имя живописи — это, думаю, неинтересно.

«Восход и волны», 2010 г.
Из серии открыток, выпущенной в преддверии выставки «Японская весна»

Новаторство. Тоже работа. Новаторство — то, чем можно удивить. И это понятие соприкасается с моим творчеством.

По образованию я — реставратор. И мне приходилось работать с произведениями искусства, для восстановления которых было необходимо придумать определенную методику. Ведь каждая работа несет в себе определенную загадку для реставратора: от материала до той проблемы, которая затронула это произведение. Например, может быть плохая связующая составляющая краски, может быть травма у картины, что подразумевает решение поставленных вопросов тем, кто работает над восстановлением произведения. Я хорошо это помню по реставрации иконостасов в Ярославле. Мы ездили туда в конце учебы (Марина Быкова окончила факультет монументально-декоративного искусства Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица — прим. авт.). В Ярославле было несколько соборов и церквей, чьи иконостасы нуждались в реставрации. И для каждого места нужно было разрабатывать новую методику, которая смогла бы восстановить и сохранить произведение. Вот это и есть новаторство: когда ты, используя имеющиеся знания, разрабатываешь индивидуальное решение для каждой конкретной задачи.

По мотивам Харунобу Сузуки. «Девушка и рыба», 2009 г.
Из серии открыток, выпущенной в преддверии выставки «Японская весна»

Открытка. Поздравительная и, лучше всего, рождественская. Как жаль, что мы стали редко получать открытки, не правда ли? Мне бы очень хотелось, чтобы открытки приходили ко мне почаще.

В какой-то мере моя ностальгия по открыткам подтолкнула меня к выпуску серии открыток в преддверии выставки «Японская весна». Причем эти открытки (на них изображены мои работы), сделаны не на глянцевой лощеной бумаге, как оформляют открытки сейчас, а на бумаге, которая напоминает советские открытки.

Серия открыток, выпущенная в преддверии выставки «Японская весна»
Фото: «СН»

Петербург. Сложный город. И часто — серый город. Петербург — большой критик. Выживают в нем только сильнейшие, поэтому нужно быть достаточно сильным человеком, чтобы добиться успеха в нем.

По мотивам Янагава Сигоэнобу. «Воин», 2009 г.
Из серии открыток, выпущенной в преддверии выставки «Японская весна»

Но я люблю город, в котором живу! Я встретила здесь своего любимого человека, получила очень хорошее образование. Здесь мой дом, здесь родились мои дети, здесь жили мои предки, у которых, по воле исторического развития страны, была крайне тяжелая судьба. И, как я говорила, Петербург — сложный город. Не очень хочу завершать беседу грустными воспоминаниями и мыслями, поэтому скажу так: в Петербурге хорошо работать в своей студии и иногда участвовать в выставках. Конечно, если тебе не откажут в приеме работ на выставку за излишнее новаторство или за то, что посчитают тебя слишком успешным художником.

По мотивам Томига Кайсен. «Осень в Охара», 2010 г.
Из серии открыток, выпущенной в преддверии выставки «Японская весна»

...Мне бы хотелось добавить: без любви и трудолюбия нигде не добиться хороших результатов. Главное, чтобы были рядом люди, верящие в тебя, чтобы жизнь дарила тебе удивительные встречи. Важно не останавливаться в развитии, обязательно общаться — это поможет появиться новым идеям. Я благодарна своей семье, супругу за их поддержку. Спасибо за вдохновение, которое я получаю от зрителей, приходящих на мои выставки. Спасибо инициаторам и организаторам этих выставок в Беларуси. Благодаря дружелюбию и радушному приему в Светлогорске, я всегда чувствую себя у вас очень уютно. Рада, что в 2002 г. я узнала этот Светлый город!

«Птицы и лепестки сакуры», 2009 г.
Из серии открыток, выпущенной в преддверии выставки «Японская весна»