«Умеренная неадекватность»

Модельер-дизайнер свадебных и вечерних платьев Екатерина Протасевич: откровенный рассказ об учебе в Светлогорском индустриальном колледже, платье из природных материалов и тонкостях выбора идеального наряда для особых случаев

Как по волшебству фатин, атлас, кружево, перья и даже природные материалы в руках этой талантливой девушки превращаются в воздушные платья, украшенные цветами, игривыми рюшами, кокетливыми вырезами и вышивками. Наряды, созданные этим начинающим, но уже известным модельером-дизайнером, нередко сравнивают с полотнами художника. А о коллекциях Екатерины Протасевич критики и коллеги говорят, что они «традиционно ... необычны». Сама модельер-дизайнер не любит акцентировать внимание ни на похвалах, ни на именах своих звездных клиентов. Она в шутку называет стиль, в котором творит, «умеренной неадекватностью» и уверена, что у каждой девушки найдется повод надеть нарядное платье.

Екатерина в платье собственного производства
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

Вместо ВУЗа — колледж, вместо Минска — Светлогорск?

— Екатерина, ваши платья — наряды не на каждый день. Созданные вами модели предназначены для того, чтобы покрасоваться на торжественном мероприятии, выступить на сцене или поучаствовать в показе и фотосессии. Почему вы выбрали именно это, довольно нестандартное для Беларуси, направление в работе?

— Я бы сказала, что так распорядилась судьба. Как и у всех моих сокурсников по Светлогорскому индустриальному колледжу, на последнем курсе передо мной стал вопрос о трудоустройстве. Я хорошо училась, поэтому мне предложили распределение в столицу, на фабрику по пошиву головных уборов. Возможно, я бы и пошла работать на это предприятие, но один из преподавателей колледжа посоветовал мне сперва съездить на производство и принять окончательное решение только после «экскурсии». Я прислушалась к совету. И, как оказалось, не зря. Почти все сотрудники фабрики отговаривали меня распределяться к ним. Да и я сама была не в восторге от увиденного. Поэтому купила газету объявлений и начала искать работу самостоятельно. Так я наткнулась на производство, которое занимается пошивом свадебных и вечерних платьев. Именно там по распределению я около года проработала швеей, потом стала закройщиком, после — модельером.

Екатерина Протасевич
Фото: Павел Петрищев

— Не жалко было дипломированному модельеру-конструктору потратить полтора года на работу по техническим специальностям?

— На должность швеи я устроилась специально. Мне был важен опыт пошива изделий. Я изначально была настроена на открытие своего дела, поэтому хотела подробно освоить все этапы создания нарядов. К слову, на предприятии я проработала ровно два года — столько, сколько положено по распределению. Ушла, потому что не видела перспективы для своего развития. Да и, честно говоря, силы, вложенные в работу, и зарплата, которую мне могли предложить, были неравноценны.

Екатерина в платье собственного производства
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

Вскоре после моего увольнения я решила уехать в Брест, где стала работать на себя. Там я создала первую коллекцию «Наглый ангел»: это коллекция авангардных черных платьев, после которой мое имя стало на слуху.

Коллекция «Наглый ангел»
Видео предоставлено Екатериной Протасевич

— Наверное, расскажи вам в детстве о таких смелых планах, вы бы рассмеялись. Насколько я знаю, в школе вы не особо жаловали уроки труда...

— Склонности к творчеству у меня были с детства. Но я действительно тогда не знала, к чему приду во взрослой жизни. Хотя моделировать — именно перекраивать, создавать одежду, а не шить по чьему-то заданию — мне нравилось всегда. Помню, как брала мамины вещи, распарывала их и несла в ателье: просила перешить их по моим эскизам.

Коллекция «Наглый ангел»
Фото: Дмитрий Кузнецов

— И как на такое реагировала мама?

— Чаще всего она одобряла обновленные по моей инициативе вещи. И особо не ругала меня. Но я редко заранее спрашивала разрешения: просто брала вещь, переделывала и ставила маму перед фактом. Но мне шли навстречу: иногда мама сама приносила вещи для обновления, иногда отдавала ткани, которые залежались без дела.

Коллекция «Зимняя весна»
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

— А как родители отнеслись к тому, что вы, будучи абитуриенткой архитектурного факультета БНТУ, едва ли не за один экзаменационный день изменили свое решение и собрались поступать в Светлогорский колледж? Вряд ли родные одобрили подобный неравноценный обмен: вуз — на колледж, столицу — на районный центр...

— К такому повороту мои родители отнеслись довольно лояльно. Впрочем, я человек довольно упрямый и меня практически невозможно переубедить. Особенно, если речь идет о таких важных решениях. На экзамене я поняла, что мне вряд ли будет интересно всю жизнь проектировать здания и что мне будет интересно создавать одежду.

Меня совсем не пугало то, что я собираюсь учиться в колледже, а не в вузе. А теперь я понимаю: то, в каком учебном заведении ты получил специальность, не имеет никакого значения. Главное — что у человека внутри, чего он хочет добиться в жизни. Если у него внутри нет расположенности к профессии, нет способностей — это не придет. И «корочки» даже самого престижного вуза в таком случае не помогут.

Фото предоставлено Екатериной Протасевич

В Светлогорске я получила даже больше, чем рассчитывала. Конечно, приходилось делать чертежи, рисовать эскизы до двух-трех часов ночи (в то время как мои соседки по общежитию, которые учились на других специальностях, на зависть мне крепко спали), было много общих предметов, на освоение которых уходило много времени... Но меня это увлекало, поэтому учеба шла сама собой.

Платье — почти три метра в ширину

— Сейчас среди ваших клиентов довольно много как звезд белорусского шоу-бизнеса, участниц конкурсов красоты, так и обычных белорусок, в жизни которых предстоят торжества. Кого наряжать проще?

— Для меня совершенно нет разделения «звезда — не звезда». Главное, понять клиента, увидеть и услышать его: что человек хочет видеть на себе, что ему будет хорошо, а что может испортить фигуру, образ.... Мне интересно работать со всеми моими клиентами. Хотя признаюсь, я не ожидала, что медийные персоны — люди открытые и довольно простые в общении.

Певица Ольга Сацюк, участница детского конкурса песни «Евровидение — 2003»
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

— Екатерина, сколько времени уходит от первой встречи с заказчиком до первой примерки готового платья?

— Пошив самого сложного платья занимает около месяца.

Певица Ольга Шиманская
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

— Так долго?!

— Все зависит от модели. Есть платья, которые я делаю сама от начала до конца: могу успеть с заказом недели за две. А есть модели, в работе над которыми я обращаюсь за помощью. Скажем, если в платье много ручной вышивки или сложных элементов декора. Например, в создании коллекции «Аромат любви» мне помогала моя двоюродная сестра Ирина. Когда-то она показала, как можно сделать розу из ткани. Через год после ее мастер-класса у меня родилась идея сделать коллекцию платьев с драпированными розами.

На одном из платьев коллекции размещено более двухсот таких цветов — над этой моделью мы работали не одну неделю...

Елена Савчук, «Мисс Беларусь» на конкурсе красоты Miss International — 2015 (Япония)
Фото предоставлено Екатериной Протасевич
Видео предоставлено Екатериной Протасевич

— Какой кропотливый труд! Но, подозреваю, это платье — не самое необычное в вашей дизайнерской истории?

— Однажды у меня был очень нестандартный заказ: я создавала платье из природных материалов. За основу модели была взята ткань, на которую я поместила ветки, шишки, желуди, цветы, кору дерева... Это платье я шила на заказ для конкурса визажистов «Невские берега», который проходил в Санкт-Петербурге. Не представляю даже, как клиентке удалось довезти наряд так далеко: платье было настолько объемным, что мне пришлось сшить для него двойной чехол — три метра в ширину.

Платье из природных материалов
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

То, что модно, иногда следует обходить стороной

— Екатерина, глядя на ваши модели, бросается в глаза любовь к нестандартным решениям. Какое платье вы могли бы назвать идеальным?

— В моем понимании не существует идеального платья. Особенно — идеального нарядного платья.

Полина Цегалко, «Мисс Беларусь» на конкурсе красоты Miss International — 2016 (Япония)
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

Первое, что я представила, когда вы спросили про идеальное платье, был свадебный наряд. Но и его не существует! Пока я не замужем, но, конечно, я представляю себе платье, в котором хотела бы быть на свадьбе. И это платье отличается от того, о котором я думала пару лет назад.

— Модель изменилась из-за вашего мироощущения или из-за требований моды?

— По обеим причинам. Как меняется сам человек, так меняются и модные представления: появляются интересные материалы, открываются новые возможности работы с тканями, актуализируются определенные фасоны платьев... Впрочем, фасон платья — сложная тема. Например, если в моде «рыбка» — платье с удлиненным корсетом, но именно такой фасон не подходит девушке по фигуре, от платья лучше отказаться. Даже если именно такие модели будут крайне популярными.

Платье для жемчужной свадьбы
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

— То есть критерий «это модно» при выборе вещи — не решающий?

— Лично я не придерживаюсь моды. Важнее стиль. Мода дает некие общие направления. В моем понимании куда важнее быть гармоничным с собой, со своим внутренним миром, с обстановкой, в которой ты находишься, чем быть одетым в модные, но не подходящие тебе вещи.

Платье для жемчужной свадьбы
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

— Что тогда посоветуете выпускницам, которые уже наверняка задумываются о выборе своего первого нарядного платья?

— Прежде всего, определить, какие стороны фигуры сильные, какие — нет. И найти платье, в котором будет удобно и комфортно.

На самом деле все недостатки фигуры очень легко скрыть под одеждой. Например, если у девушки низкий рост, то зрительно стать выше можно благодаря одноцветному платью с завышенной талией. Широкие плечи помогает сузить рукав, а V-образный вырез удлинит шею. Если говорить о модных тенденциях, то общее видение выпускного такое: в этом году, как и в прошлом, актуальны коктейльные платья. Предпочтение отдается моделям из легких тканей. В качестве акцентов актуальны рюши, открытые плечи, вырезы на спине.

Коллекция «Душа невинности»
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

«Меня много для будничных нарядов»

— Екатерина, давайте вернемся к началу разговора. Сейчас вы раскручиваете собственный бренд Olik&Kate и занимаетесь созданием платьев для торжеств. Выгодно ли это дело? Наверняка, в Беларуси немного клиентов, готовых потратить несколько сотен долларов на платье, которое наденут один раз...

— Раскручивать свой бренд, конечно, тяжело. Особенно, если ты занимаешься нарядами для торжественных случаев. Но никто не запрещает участвовать в заграничных показах. Я дважды возила свои коллекции в Россию, и я очень вдохновлена прошедшими показами.

Коллекция «Душа невинности»
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

Конечно, для нарядных платьев нужен особый повод: свадьба, выпускной, презентация. Но ведь не обязательно покупать платье: его можно взять в прокат, и это будет вполне приемлемая цена. Кстати, если говорить о ценах: стоимость зависит от сложности платья. Платье из природных материалов, где очень много ручной работы, имеет одну цену, а свадебное платье довольно простого кроя, без вышивки и других трудновыполнимых элементов декора — другую.

Коллекция «Душа невинности»
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

— К слову, о свадебных платьях. Нередко слышала ехидные замечания дизайнеров, дескать, создание таких нарядов ограничивает творческий потенциал, загоняет автора в определенные рамки. Не скучно ли вам, человеку креативному, работать с невестами?

— Мне сложно и скучно работать с повседневной одеждой. С ней я действительно не знаю, куда себя деть! Меня, наверно, много для будничных нарядов: мне постоянно хочется фантазировать, экспериментировать. Свадебные платья, как и вечерние, дают возможность проявить себя. Чем сложнее будет модель, чем необычнее, тем интереснее мне будет работать над ней.

Екатерина в платье собственного производства
Фото предоставлено Екатериной Протасевич

— Насколько я помню, вы говорили, что практически вся ваша будничная одежда — собственного производства. Как же вы тогда находите баланс между повседневностью и авторским «Я»?

— Я с детства выделялась, всегда старалась добавить в повседневный образ какую-то изюминку, но при этом не перейти границы дозволенного. Например, очень люблю свое демисезонное пальто. Оно пошито из ткани пастельного цвета, а воротник вышит крупным бисером. Думаю, что каждый может сделать свой образ стильным и запоминающимся. И именно этого я желаю всем читательницам «Светлагорскiх навiн».