«Все, пацаны, погнали!»

Эта фраза уже несколько дней будоражит интернет и СМИ. Новость о том, что трое малышей ушли из детского сада и уехали на дизеле в другой город всполошила практически всю страну. Идет очень активное обсуждение ситуации, ведь у многих есть маленькие дети, и каждый родитель точно не хочет оказаться на месте родителей «беглецов».

В этой истории, мне кажется, слишком много случайностей, которые, как говорят, совпали в нужном месте в нужное время. И от этого возникает много вопросов, на которые хочется найти ответы. Как мальчишки могли уйти из детсада незамеченными? Как добрались до вокзала и сели в дизель, ведь даже взобраться в вагон по высоким ступенькам в таком возрасте без помощи проблематично? Почему все это время разгуливающие без сопровождения взрослых малыши не привлекли внимания прохожих?

Изображение носит иллюстративный характер. Источник: pixabay.com

Как ушли...

Родители комментируют ситуацию следующим образом. Отец одного из мальчишек, Максим, считает, что в произошедшем виновен воспитатель, но уверен, что это могло произойти с каждым. Мама другого ребенка, Юлия, признается, что жалеет воспитателя, ведь та пострадала за то, что не ленилась и каждый вечер выводила на прогулку детей, когда коллеги из других групп этого могли не делать: «Сейчас все это обсуждают, и у большинства мнение такое — все произошло оттого, что она осталась одна, нянечки в пять часов уже ушли домой. Она одна одевала деток, а эти трое были готовы первыми и выскочили. Она это видела, но не могла оставить других детей из группы в раздевалке одних. Воспитатель нашла, кто может присмотреть за детьми, и сразу побежала искать этих. Но где их искать, тем более темень уже на улице». Юлия уверена, что дети выбежали через открытые ворота: «Они всегда закрыты на щеколду, и трехлетний ребенок не смог бы с ней совладать. Но в вечернее время через ворота идут родители и кто-то просто не закрыл за собой», — предполагает девушка. Чья-то беспечность стала угрозой безопасности детей. Один из «пацанов» рассказал, как ушли из сада: ворота были открыты, и они решили побежать. Мальчикам хотелось посмотреть на завод, где изготавливают стеклянные бутылки.

Изображение носит иллюстративный характер. Источник: pixabay.com

Как попали на вокзал и сели в дизель...

Дело было вечером, темнеет нынче рано, поэтому, скорее всего, никто и не заметил мальчиков. А до вокзала метров 600. Нужно лишь пройти по неосвещенной дорожке вдоль трех девятиэтажек и перейти пешеходный переход...

Около 17:19 дети оказались возле дизель-поезда Светлогорск — Жлобин.

Обходчик вагонов Александр Серпиков видел, как детишки карабкались по ступенькам в вагон. Однако задержать их не успел: «Я вышел, до отправки дизеля оставалось несколько минут. До этого я уже проверил его и вышел еще раз, потому что так положено. Повернул голову — смотрю, карабкаются трое, меньше моего Ромки, которому уже пять скоро. Да так быстро и ловко. Кто-то писал в интернете, что, мол, им помогли взрослые взобраться по ступенькам — ничего подобного. Сами друг другу руки тянули и влезли в вагон. Я в метрах тридцати от них был, побежал, но двери закрылись. Я — к локомотиву. Там машинист как раз зеркало протирал, поэтому окно открыл, кричу ему: „Там у вас в вагоне малые какие-то без взрослых, посмотрите“. Поезд тронулся, но я уже был спокоен, что теперь-то присмотрят за малышами», — рассказывает Александр.

Изображение носит иллюстративный характер. Источник: pixabay.com

Машинист Евгений Новик отправил своего помощника Юрия пройти осмотреть состав: «На часах было 17:19. Мы уже отправлялись. И вдруг вагонник (это человек, который осматривает вагоны с перрона) крикнул: „Там малолетки“. Поскольку мы уже тронулись, я отправил помощника пройти осмотреть состав. Он и обнаружил в первом вагоне маленьких детей без сопровождения взрослых. Малыши сказали, что едут к родителям в другой город, потому что те не забрали их из детского сада. Машинист связался с дежурным по депо, объяснил ситуацию. Было решено сопровождать детей до Жлобина, где их уже ждали сотрудники милиции. Все это время мой помощник находился в вагоне и смотрел за детьми, чтобы они нигде не вышли. А выйти они пытались. Был среди них самый бойкий — Федор. На станции Мормаль он вдруг подскочил и крикнул: „Все, пацаны, погнали!“. Хорошо, что помощник был рядом».

И здесь мы частично получаем ответ на последний вопрос: как говорят, в темноте все кошки серы — именно вечерние сумерки «помогли» детям пройти это «приключение». Как только они оказались «на свету» — взрослые обратили на них внимание.

Конечно, соответствующие службы разберутся... В Министерстве образования создана комиссия для проведения расследования, она проводит проверку по данному факту. Вопрос о соответствии занимаемой должности заведующего ГУО «Ясли-сад № 21 г. Светлогорска» будет рассмотрен после окончания расследования. Воспитатель уволена в соответствии с декретом № 5 от 15.12.2014 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Объявлен выговор начальнику отдела образования, спорта и туризма Светлогорского райисполкома. В облисполкомы, Мингорисполком и рай-/горисполкомы Минобразования направило письмо «Об усилении ответственности за создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования». В районе проведены соответствующие мероприятия во всех учреждениях образования.

Комментарий психолога

Конечно, взрослые виноваты, что не уследили и не усмотрели (и воспитатели, и родители). Меры приняты, но это не значит, что дети перестанут сбегать из сада (и не только). Практический психолог Жанна Абрамцева считает, что почти каждый взрослый припомнит случаи, когда сам сбегал (к маме хотел, бабушка через дорогу жила, назло и т. д.).

«Причины такого поведения могут быть разными: плохая адаптация к саду, невротическая привязанность к родителям и (или) к замещающим их людям, желание обратить на себя внимание взрослых, проявление себя как лидера, фантазии о путешествиях и пр. И здесь надо разбираться, потому что в этой ситуации есть взрослые и дети — взрослые с образованием, профессиональным и жизненным опытом и дети ранимого возраста.

Колотить ребенка трех-четырех лет с вопросом «Как ты мог так поступить?» бессмысленно. Ставить цель, продумывать свои действия, предугадывать результат, анализировать свои поступки ребенок сможет не раньше 7 лет. До этого возраста мы, взрослые, ДОЛЖНЫ терпеливо объяснять ребенку правила поведения дома, в детском саду, на улице, правила безопасного поведения в общественных местах. Не просто назиданиями и запугиванием (чужой дядя заберет, будешь плохо себя вести — в детдом сдам, и пр.), а выстраивать доверительные отношения с ребенком (мы тебя любим и очень будем волноваться, если тебя не будет рядом, если мы тебя потеряем). Доверительные отношения позволят быть в курсе мыслей, тревог и планов ребенка. Помогайте детям взрослеть. Давайте им знания, которые найдут применение. Помните, в этом возрасте основной деятельностью является игра! Например, игры, проецирующие жизненные ситуации, варианты развития событий, поиск решений.

Также немаловажным является тесный контакт между педагогами и родителями, так как ответственность за жизнь детей лежит на обеих сторонах».