Взятая высота

Значимость профессии учителя нельзя переоценить. Из года в год педагоги различного уровня обучения передают свои знания и опыт, трудясь на благо подрастающего поколения, так как хорошо понимают, что именно от полученных вовремя знаний и умения правильно ими распоряжаться зачастую зависит не только будущее наших детей, но и всего поколения в целом.

Тамара Михайловна Кулаковская со своим учеником Захаром Казимирским
Фото: «СН»

Люди, однажды решившие связать свою жизнь с педагогической деятельностью, должны, в первую очередь, прислушиваться к своему сердцу и делать выбор душой, как и поступила в свое время Тамара Кулаковская. В 1982 году она окончила Мозырский государственный педагогический институт им. Н. Крупской. Свою педагогическую деятельность начала в стенах средней школы № 8 г. Светлогорска. Дети тянулись к ней не только как к любимому учителю, но и увлеченно занимались математикой, одну за другой решая задачи и одновременно с этим же развивая логику. Нужно отдать должное и Тамаре Михайловне: если надо помочь с решением задачи — пожалуйста, требуются факультативные занятия — без проблем, возникают трудности по новой теме — разбираем еще раз.

Сегодня Тамара Михайловна — учитель математики высшей категории в гимназии нашего города, куда она пришла в 2002 году. И именно преподавая здесь, имея в своем педагогическом «багаже» уже 20-летний опыт работы, решила заняться подготовкой детей к своего рода соревнованиям — олимпиадам. Благо, талантливых и трудолюбивых детей, жаждущих знать больше, чем положено по учебной программе, предостаточно.

Так, Тамара Михайловна смогла вовлечь в свои «математические сети» не один десяток ребят, многие из которых не просто дополнительно занимались, посещали факультативы, но и принимали активное участие в городских, областных, республиканских и международных олимпиадах по математике. Например, в 2010 году 11-классник Максим Рогов был удостоен Диплома III степени на Республиканской олимпиаде по математике, после чего автоматически стал студентом Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники; в 2014 году Илья Шкопа завоевал Диплом I степени на областной олимпиаде по математике, что принесло ему 100 баллов по ЦТ, а в 2012 году Тимофей Маркусенко получил свои заветные 100 баллов по ЦТ. Это имена только некоторых учеников Тамары Михайловны, кропотливая работа с которыми принесла такие высокие результаты.

По итогам областного этапа республиканской олимпиады среди учащихся Гомельской области из 10 участников по математике, представлявших наш город, 8 вернулись с дипломами. 5 из них — учащиеся гимназии, которые не устают нас удивлять: самый юный участник областной олимпиады — учащийся 6 «Б» класса Захар Казимирский соревновался на звание лучшего знатока математики с 8-классниками и в этой неравной борьбе был удостоен Диплома III степени. Его учитель, Тамара Михайловна, помогла ему в этом: на факультативных занятиях, а позже и на уроках «подкидывала» ему непростые задачи, требующие не только знания всех правил и теорем, но и заставляющие включить логику и мышление. Что самое интересное, Захар справлялся с ними на все сто процентов.

В беседе с Захаром становится понятно, что этот ребенок — действительно одаренный: рассуждает не по годам, задумывается о будущем, увлекается помимо математики еще и информатикой, играет на трубе и фортепиано. А что касается его дальнейших планов насчет олимпиад, то тут без всяких раздумий он поясняет: «Я привез Диплом III степени и этому очень рад. Ведь я же соревновался с восьмиклассниками, да и сами задания были сложные. Сейчас мы с Тамарой Михайловной продолжим наши занятия, сделаем упор на геометрию, которая пока мне не очень поддается. И я думаю, что все у нас получится».

Не узнать у Тамары Кулаковской о методах ее работы с детьми, о секретах подготовки будущих олимпиадников мы просто не могли. «Во-первых, хотелось бы сказать, что я очень люблю свою профессию, я ей живу. Мне доставляет огромное удовольствие работать с детьми, учить их, помогать развивать их логику и мышление. Ведь зачастую именно эти качества помогают при решении самых сложных не только математических, но и жизненных задач. Когда я вижу, что ребенку интересен мой предмет, я стараюсь ему помочь. Но всегда предупреждаю, что одного желания мало, нужно еще и трудолюбие. Потому что без постоянной ежедневной работы не будет и хорошего результата: занимаемся на уроках, на факультативных занятиях и даже во время каникул. В этом плане расслабляться нельзя ни на минуту, только дашь слабину — и все, ты уже отступаешь на шаг назад. А наверстать упущенное очень сложно. Я учу детей никогда не останавливаться на достигнутом результате, всегда идти только вперед, к победе. Ведь олимпиада — это своего рода соревнование, главное в котором — одержать победу! К чему мы всегда и стремимся».

Пообщавшись с Тамарой Михайловной, почувствовав от нее неиссякаемый поток положительной энергии, увидев ее любовь к своей работе и ученикам можно со смелостью назвать ее Учителем с большой буквы. Ведь за более чем 35-летний педагогический стаж работы, она подготовила 42 победителя областных олимпиад, 5 — республиканских и 2 учащихся одержали победу в международных олимпиадах. Вот это действительно высокий результат работы человека, любящего свою профессию!