Лукашенко — педагогам: мы вместе должны сделать белорусскую школу лучшей в мире

Основные направления развития отечественного образования определены 24 августа на пленарном заседании Республиканского педагогического совета с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Фото: БЕЛТА

В этом масштабном мероприятии приняли участие более 800 человек, абсолютное большинство из которых — работники учреждений образования из всех областей страны и города Минска. В формате открытого микрофона они смогли поделиться своими мнениями и опытом по тем или иным вопросам, внести дельные предложения.

Глава государства перед началом пленарного заседания ознакомился с выставкой новых учебников и учебных программ, изданных к 2017/2018 учебному году, новыми учебными пособиями.

В своем выступлении перед участниками Республиканского педсовета Александр Лукашенко обозначил главные принципы развития сферы образования, акцентировав внимание на государственной поддержке, социальной справедливости и равном доступе к образованию.

«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова, — сказал Александр Лукашенко. — Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование — настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится».

Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое они так и не создали в силу многих причин. «Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли», — отметил он.

«Более того, вы, наверное, помните, что до нас, до середины 1990-х, власти Беларуси попробовали идти этим путем. Они за два-три года пытались научить всех нас разговаривать на том языке, на котором они хотят (я абсолютно здесь не выступаю против родного белорусского языка, ни в коем случае). Вы сами знаете, что было в те годы: начали ломать все подряд. И точные науки, и естествознание, гуманитарные направления нашего образования. Нам пришлось останавливать этот процесс. Тогда мы со многими из присутствующих в этом зале почувствовали, что можем разрушить все до основания. А для того, чтобы создать после этого что-то новое, нужны колоссальные деньги, — заметил глава государства. — Тогда денег вообще не было. Я не понимаю, на что надеялись те, кто был у власти в Беларуси, идя на такую коренную ломку образования. Поэтому, с какой стороны ни посмотри, мы начали двигаться в неправильном направлении. И тогда, остановив этот процесс и в политике, и в образовании, устраивая новую жизнь в новом государстве, был выдвинут тезис о совершенствовании, о том, чтобы не потерять то лучшее, что мы накопили».

Александр Лукашенко обратил внимание, что когда принималось решение, на каком языке должно вестись обучение в школах, руководство страны следовало пожеланиям народа. «Мы силой не давили: давай „беларускую мову“ и тому подобное. Мы шли и идем от жизни. Если бы мы пошли тем путем, как „отцы-реформаторы“ после распада Советского Союза, мы бы сегодня не имели ни одного, ни другого языка», — уверен Президент.

«Русский язык — это наш родной язык. Если кто-то его считает российским, у нас с вами разные подходы. Может быть, если можно так говорить, чуть менее родной, чем белорусский. А вообще, я их ставлю на один уровень и считаю, что от этого наследства отказываться нам ни в коем случае нельзя, ибо мы потеряем многое. Давайте будем богатыми людьми. Пусть у нас будет два родных языка — русский и белорусский», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства пояснил, почему именно сейчас было решено провести Республиканский педагогический совет на таком высоком уровне. «Один этап мы прошли — я его называл. Потом, совершенствуя наше образование, мы прошли второй этап. Увидев все недостатки, пропустив их через себя, сейчас мы увидели проблемы, которые еще не решили. Т. е. мы накануне некоего третьего этапа. Может быть, основного в плане совершенствования нашего образования. Мы с вами должны посоветоваться, как будем решать вопросы, которые встали перед образованием. Нам предстоит сделать новый шаг в дошлифовке, совершенствовании нашего образования: дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего», — отметил он.

Президент обратил внимание, что в настоящее время устойчивость развития государств определяется не только и не столько ресурсами — месторождениями нефти, газа или золотым запасом. Главными становятся прорывные технологии, новые отрасли, создающие экономику знаний. Фактически речь идет о трансформации традиционных экономических моделей. «Но этим изменения не ограничиваются — меняется сознание людей, их отношение к государственным институтам. Человеку все труднее найти свое место в обществе, понять, что такое истинные ценности, и не затеряться в информационном потоке. Эти процессы объективно приводят к доминированию роли образования в мире. Именно экономика знаний, а также профессионалы, искренне любящие свою родину, обеспечивают конкурентоспособность страны», — подчеркнул Александр Лукашенко.

По его словам, сфера образования и, соответственно, роль педагога кардинально изменились. «В современной информационной среде растет так называемое поколение Сети. Для молодых людей интернет — это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Абсолютно согласен: эти устройства нужны, интересны, полезны. Но еще важнее научить людей думать, — убежден Президент. — У каждого из нас были наставники, которые не только привили любовь к своему предмету, но и во многом определили жизненный путь. В Беларуси педагоги неизменно по праву пользуются особым уважением и вниманием».

При этом подчеркнуто, что профессия учителя — не для случайных людей. Именно от личности школьного педагога, его профессионализма зависит формирование будущих поколений. «Он не только дает знания, но и выполняет нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция и мироощущение — вот что в настоящее время особо значимо, — считает глава государства. — Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем».

Александр Лукашенко отметил необходимость проделать большую работу по развитию в Беларуси человеческого потенциала, в связи с чем было важно объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. «Конечно, уже много сделано в этом направлении, — констатировал Президент. — Главное — мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере».

Как было отмечено, все возможности для эффективной реализации задуманного есть. В стране создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания, работает достаточное количество квалифицированных кадров. «На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования», — заявил глава государства.